Лондон: город-оркестр

У этого города богатая история. Она находит отражение в легендах и преданиях, в камне и металле. Лондонские улицы поражают обилием контрастов. Современные здания из стекла и бетона соседствуют здесь с утопающими в цветах коттеджами. Рядом с модными магазинами – фасады и арки, чей возраст измеряется веками. Старые районы бережно хранят следы множества архитектурных стилей, некогда господствовавших в Великобритании. И они не звучат вразнобой, не уживаются рядом с чисто английским тактом. Каждое здание ведет свою партию в гигантском оркестре, имя которому – Лондон.

Тауэрский мост - наиболее узнаваемый символ Лондона. Его изображение обошло весь мир. Чаще всего Тауэрский мост ставят в один ряд с Эйфелевой башней и статуей Свободы. Однако по своим архитектурным достоинствам он значительно превосходит последние. Современная иллюминация не нарушает величественных и строгих форм сооружения и придает средневековой постройке фантастический вид.

 

Пробуем ноты

Развитие архитектуры в Англии началось в эпоху Нормандского завоевания. Именно в этот период в окрестностях Лондона выросли первые большие церковные здания и массивные замки-крепости. Архитектура этого времени тяготела к простоте и функциональности. Преобладали толстые стены и квадратные башни с одним помещением на каждом этаже. Узкие окна-бойницы почти не пропускали свет. В XIIв. Англия переживала относительно спокойный исторический период, и необходимость в укрепленных строениях исчезла. Постепенно верх взяла заимствованная из Франции готика. Однако в Лондоне еще долгое время можно было встретить пережитки романской архитектуры: утолщенные стены, композицию с подчеркнутыми горизонтальными членениями.

В развитии английской готики можно выделить три периода. «Французская готика» господствовала в конце XIII— начале XIVвв. В моде были четырехчастные своды, простая форма опор, стрельчатые окна. Декоративные элементы применялись ограниченно. Наиболее известное строение этого периода — Вестминстерское аббатство. XIVв. — время «украшенной готики». На смену строгости приходит повышенная декоративность. Строения этого периода поражают красотой и сложностью колонн, широкими витражными окнами. В XVв. декоративные элементы отличались преобладанием вертикальных линий. Эту эпоху веерных сводов принято называть «перпендикулярной готикой».

Собор Св. Павла возведен Кристофером Реном в 1666 - 1711 гг. как противопоставление католическому храму Святого Петра в Риме. С архитектурной точки зрения, собор - одно из крупнейших купольных зданий христианского мира. В интерьере преобладает аскетика. Главный отделочный материал - мрамор. К 1897 году своды и стены жора были облицованы стеклянной мозаикой. У основания храма находится «галерея шепота», обладающая удивительной акустикой.

В полный голос

XVI—XVIIвв. ознаменовались медленным отходом от готической традиции в пользу классического стиля эпохи Возрождения. Первые шаги помогли сделать итальянские мастера. Так, Пьетро Торрид-жано украсил скульптурными херувимами и пилястрами готическое надгробие Генриха VIIв Вестминстерском аббатстве. Но эти изменения были поверхностными. Проникновению ренессансных влияний из Италии препятствовали политические и религиозные разногласия между странами.

И все-таки в XVIIв. Англия становится одним из крупнейших центров европейской архитектуры. Она не только догнала в своем развитии остальные европейские державы, но и отошла от заимствований, зазвучала в полный голос. К началу XVIIIв. можно было говорить о создании самостоятельного архитектурного стиля Лондона и его предместий. Одной из главных особенностей этого периода было сосуществование разнообразных архитектурных стилей и направлений.

Вестминстерское аббатство (соборная церковь Св. Петра) — не просто один из величайших архитектурных ансамблей, но и живой символ истории Соединенного Королевства. Аббатство было возведено в одном из старейших районов города — Вестминстере — еще в Xвеке. В 1065 году оно было перестроено в соответствии с канонами нормандской архитектуры, а к середине XVв. приобрело современные размеры и внешний облик. Интерьер аббатства относится к периоду расцвета готики, множество захоронений и памятников представляют огромную историческую ценность.

Сольная партия

Большую роль в формирование облика Лондона и развитие английской архитектуры внесли такие зодчие, как Иниго Джонс и Кристофер Рен. Работы Джонса проникнуты духом классики. Под его руководством в Лондоне и его пригородах построены такие дворцы, как Ку-инз-хаус (1616—1635 гг.) и Бан-кетинг-хаус (1619—1622 гг.). Эти строения отражают творческие искания мастера. Куинз-хаус практически лишен украшений, его главные черты — подчеркнутая английская холодность, геометризм и строгость. Банке-тинг-хаус, напротив, изобилует архитектурными изысками, а в интерьере воспроизводит вид античного храма.

Сэр Кристофер Рен — анатом, физик, астроном и математик — ориентировался на французское зодчество. Именно он решил построить первое в Англии купольное здание. История предоставила Рену широкое поле для деятельности. В сентябре 1666 года Лондон был практически уничтожен пожаром. Сгорели старый собор Св. Павла, восемьдесят семь церквей и свыше тринадцати тысяч домов. В 1669 году Рен стал королевским архитектором и возглавил работы по перестройке города. Помимо кафедрального собора в 1670—1686 гг. по проектам архитектора были построены новые кирпичные дома и пятьдесят две церкви. Работы Рена сформировали специфический облик англиканской церкви. Лейтмотивом стали колокольни, чьи высокие шпили значительно изменили облик Лондона.

Башня св. Стефана более известна как Биг-Бен - по названию часового колокола. Она знаменита в Англии не менее, чем Спасская башня в России. Эти «часы государственного значения» начали отмеривать время в 1859 году. Сегодня почти в каждом районе города есть свой «маленький Бен».

Итальянские напевы

XVIIIв. прошел в английской архитектуре под знаком паллади-анства. Начало развитию этого направления положила публикация английского перевода «Четырех книг об архитектуре» Палладио и трехтомного труда «Британский Витрувий» (1717—1725 гг.). Роскошные формы барокко сменила античная простота. В строительстве крупных поместий все чаще встречается палладианская композиция. К главному прямоугольному зданию ведет колоннада входа, боковые корпуса соединены с центральным галереями. Позже главным критерием стала элегантность. В планировке преобладали помещения сложной формы и анфилады. В интерьере — гипсовые барельефы и псевдоантичные орнаменты.

В этот период в Англии сочетаются неоклассицизм и готическое возрождение. Первое направление вводят Роберт Адам и Уильям Чемберс. Они украшают пригороды Лондона усадьбами в греческом и этрусском стиле. К неоклассицизму же относились такие известные постройки, как тюрьма Ньюгейт (не сохранилась) и Английский банк (перестроен).

Темза - главная водная артерия и природное украшение города. Как и любая драгоценность, река помещена в искусную оправу. Всему миру известны величественные мосты и набережные Лондона. Сегодня кажется невероятным, что до 1750 года воды Темзы пересекал всего один мост. Это было монументальное каменное сооружение, на строительство которого понадобилось 33 года. Мост нес на себе целую улицу с часовней в честь Св. Томаса Кентерберийского. Позже он был перестроен с использованием современных материалов. Сегодня в Лондоне много интересных мостов и тоннелей.   К примеру, Хаммерсмитский мост украшен причудливым металлическим узором. Мост Воксхолла знаменит своей скульптурной композицией. Отлитые в бронзе фигуры символизируют гончарное дело, технику, архитектуру, сельское хозяйство, науки, искусства, власть и образование.

Старая песня на новый лад

Возрождение готического стиля пришлось в Англии на 60-е гг. XVIIIв. Это направление удерживало лидирующие позиции до начала XXстолетия. А такие элементы, как стрельчатые арки, высокие крыши и витражи остаются модными и сегодня. В Лондоне и его пригородах нередко можно встретить здания, напоминающие дворцы из диснеевских сказок. Асимметрия и «живописный беспорядок» таких построек хорошо сочетаются с ландшафтом и подчеркивают «традиционный» характер культуры Великобритании.

Недаром к XIXв. готика, по существу, стала государственным стилем. Знаменовало это событие строительство в 30-х гг. здания Парламента. Возрожденный стиль создавал в Лондоне смягчающую атмосферу древности, в противовес типовым кирпичным строениям Викторианской эпохи.

Сити Холл (мэрия Большого Лондона) — одно из недавних украшений города. Это необычное яйцевидное здание было возведено в 2002 году по проекту сэра Норманна Фостера. При постройке широко использовались новые технологии: мэрия оснащена солнечными батареями, а ее форма уменьшает потери тепла.

Симфония стекла и бетона

Развитие современной архитектуры тесно связано с внедрением новых материалов, конструкций и типов сооружений. Дерево и камень сегодня используются все реже. Им на смену приходят сталь и железобетон, стекло и пластик. Лондон одним из первых открыл себя новым веяниям. Для Всемирной выставки в 1851 году был построен Хрустальный дворец — гигантская оранжерея на металлическом каркасе. Именно это сооружение предвосхитило появление Эйфелевой башни и дало начало новому архитектурному стилю — конструктивизму.

Развитие новое направление получило одновременно с широким внедрением железобетонных конструкций. С помощью этого материала стало возможно создавать формы, далеко выступающие за границы опор. Здание из стекла и бетона кажется невесомым, подвешенным в воздухе. Это создает особую напряженную выразительность, повышенную экспрессивность. Из-за отсутствия классических связующих элементов (колонны, капители, карнизы и др.) в конструктивизме парадоксальным образомисчезает тектоника. Это хорошо видно на примере Кэнери Варф — нового бизнес-центра в восточной части города.

Этот район иногда называют лондонским Манхеттеном, однако он похож; на американские мегаполисы лишь на первый взгляд. Каналы доков соседствуют здесь с суперсовременными постройками и небоскребами. Это не второй Нью-Йорк, а скорее Венеция будущего. В погожие дни небо над Лондоном отражается в гранях стеклянных башен, окрашивает их в голубовато-серые тона. И над улицами «звучит» в красках музыка небесных сфер.

Лондонский Глаз - относительно новая достопримечательность города. Его создание приурочили к наступлению Миллениума. Предполагалось, что самое большое в мире колесо обозрения (свыше 135 м) будет развлекать туристов до конца 2005 года Однако сегодня стоит вопрос о продлении срока службы аттракциона. Возможно, в ближайшие годы подобные сооружения будут возведены еще в нескольких мегаполисах мира.

Улицы Лондона хранят память о самых разных временных эпохах. Так, всемирноизвестная Карнаби-стрит с ее черно-белыми фасадами возвращает нас в 60-е гг. XXв., когда здесь располагалась признанная столица мировой моды.